Статьи

Взлеты в особых случаях

К взлетам в особых случаях можно отнести:

  • взлет на вертолете с вязкого грунта (пахота, глубокий снег),
  • особенно в сильный ветер,
  • взлеты с высокогорной площадки,
  • взлеты с перегрузочным весом,
  • взлет с площадки, ограниченной высокими препятствиями.

Взлет с вязкого грунта по технике выполнения практически не отличается от обычного нормального взлета. Особенностями взлета с вязкого грунта являются необходимость установки вертолета строго против ветра и выдерживание вертикальности отрыва вертолета до тех пор, пока колеса шасси не оторвутся от грунта.

Если при взлете вертолета с глубокого снега, особенно с достаточно плотного или покрытого прочным настом, будет нарушена вертикальность отделения вертолета и он, не отделившись полностью от снежного покрова, начнет перемещаться в какую-либо сторону, это перемещение может привести к опрокидыванию вертолета. Особенно сложно выполнить строго вертикальный отрыв вертолета при сильном и порывистом ветре.

Наиболее простым по выполнению способом взлета в этих условиях, обеспечивающим безопасный взлет, является интенсивный отрыв вертолета от земли. Взлет в этом случае выполняется так же, как и в обычных условиях, с тем лишь отличием, что темп взятия рычага «шаг-газ» вверх, особенно во второй половине его хода, надо значительно увеличить. Конечно, перед таким взлетом двигатель вертолета должен быть хорошо прогрет для обеспечения его приемистости.

При взлете с особо вязкого грунта (болото, глубокая мягкая пахота) или с полным полетным весом для обеспечения безопасности взлета целесообразно использовать форсированную мощность двигателя. Порядок пользования форсажем указан выше.

Взлет с перегрузочным полетным весом в обычных условиях должен, как правило, выполняться на форсированном режиме работы двигателя.

В жаркое время года, особенно в южных районах, когда температура окружающего воздуха очень высока, взлет при полном полетном весе и особенно при перегрузочном следует выполнять очень плавно. В этом случае особое внимание необходимо обращать на плавность разгона вертолета после отрыва его от земли. Попытка выполнить разгон с обычным темпом может привести к резкому снижению вертолета и касанию колесами земли, что особенно нежелательно в случае неровной поверхности ее.

Читайте также  Автор о вертолетах

Взлет вертолета с площадки, расположенной высоко над уровнем моря, следует выполнять особенно осторожно. Чем выше над уровнем моря расположена взлетная площадка, тем труднее производить взлет. Особенно это относится к площадкам, расположенным на высоте, превышающей статический потолок вертолета.

Пилотирование при взлете с таких площадок усложняется потому, что одновременно с уменьшением располагаемой мощности двигателя падает и подъемная сила несущего винта вследствие малой плотности воздуха.

Кроме того, необходимо помнить, что при взлете с высокогорных площадок отсутствует возможность использования форсированного режима двигателя.

Для обеспечения безопасности взлет в описываемых условиях следует в отдельных случаях (при больших высотах) производить с неполным полетным весом вертолета. Особенно большое значение это условие имеет для грузовых вертолетов.

Взлет вертолета с высокогорных площадок по технике выполнения и темпу разгона очень похож на взлет в жаркое время с перегрузочным полетным весом.

В отдельных случаях, когда необходимо взлетать с высокогорной площадки при полном или перегрузочном полетном весе вертолета, если позволяют размеры и состояние ее поверхности, взлет можно выполнить так же, как на самолете, с предварительным разбегом.