Статьи

Взлет

Выполнив контрольное висение и убедившись, что двигатель вертолета работает нормально и управление им в порядке, после приземления можно приступать к нормальному взлету.

Нормальным взлетом считается взлет, при котором вертолет вертикально отделяется от земли на высоту 2-3 м, затем с небольшим набором высоты совершает разгон до скорости, соответствующей наибольшей скороподъемности, после чего переходит в набор высоты.


Проверив еще раз показания приборов контроля работы двигателя, положение триммеров и заслонок охлаждения, следует убедиться, что вертолет стоит против ветра и в направлении взлета нет никаких препятствий.

Техника перемещения вертолета в пределах площадки или аэродрома подлетом на высоте 2-5 м очень похожа на технику висения вертолета у земли при небольшом перемещении.

Выполнение перемещения подлетом на высоте 2-5 м имеет следующие основные особенности:

  1. Летчик должен сохранять скорость перемещения вертолета не более скорости быстро идущего человека, т. е. около 10 км/час, определяя ее по поверхности земли.
  2. При подлете вертолета от летчика требуется повышенное внимание и пилотирование без резких движений ручкой, педалями и рычагом «шаг-газ», особенно при сильном или порывистом ветре.
  3. Летчик должен строго учитывать скорость и направление ветра, так как, определяя скорость движения вертолета по перемещению поверхности земли, он не имеет представления о скорости перемещения, вертолета относительно воздушной среды; между тем коэффициент полезного действия и подъемная сила несущего винта вертолета в значительной степени зависят от скорости полета.

Поэтому, например, выполняя подлет со скоростью перемещения относительно поверхности земли около 10 км/час против ветра, имеющего скорость 8 м/сек, вертолет по существу будет иметь скорость относительно воздушной среды около 40 км/час.

Если в этом случае надо будет выполнить разворот у земли на 180° (т. е. лететь в обратном направлении), летчик, не учитывающий направление и скорость ветра, допустит ошибку при выполнении разворота; стараясь сохранить неизменной скорость перемещения вертолета относительно поверхности земли, он будет вынужден в процессе разворота брать ручку управления на себя и тем самым тормозить вертолет. И если он одновременно не увеличит мощности двигателя, вертолет, снизившись, неизбежно резко коснется земли.

  1. Летчик должен строго учитывать рельеф местности. Дело в том, что при подлете на высоте 2-5 м вертолет летит, используя эффект «воздушной подушки», следовательно, если по пути полета у земли приходится пересекать глубокие овраги или котлованы, приближаясь к ним, необходимо увеличить мощность двигателя небольшим поднятием рычага «шаг-газ» вверх. Если этого не сделать, то, оказавшись над оврагом, вертолет начнет резко снижаться вследствие исчезновения «воздушной подушки» и может потерпеть аварию.
Читайте также  Суть о вертолетах

Поверхность площадки, покрытая пылью или свежевыпавшим снегом, делает подлет над ней практически невозможным, вследствие того что пыль или снег, поднятые струей несущего винта, окружают вертолет непроницаемой для взгляда пеленой.